Категория: Осознанность

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ

Противоположности мы создаём тогда, когда начинаем сравнивать (себя с другими, других между собой…) и давать оценку (что хорошо, а что плохо, что благо, а что зло…). Этим мы возводим стену между собой и целым миром, в котором Единая Жизнь проявляет себя. Видеть во всём, что происходит, Высший Смысл, во всех, кого встречаем — Божественное начало — настоящее счастье). «Мой Христос внутри меня приветствует твоего Христа внутри тебя!»

Надежда Поперина


КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ В КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИ? МЫТЬ ПОСУДУ, ЧТОБЫ МЫТЬ ПОСУДУ

Тридцать лет назад, когда я пришел в монастырь Ту Хиеу, для меня было не слишком приятно получить задание вымыть посуду. Во время сезона дождей все монахи возвращались в монастырь, и двум новичкам приходилось готовить еду и мыть посуду, обслуживая более сотни монахов. Мыла у нас не было, мы использовали лишь пепел, рисовую шелуху и кокосовую скорлупу. Каждый день нам было нужно мыть груду посуды, и это случалось зимой, когда вода замерзала. Поэтому перед началом работы нам приходилось греть огромную бадью воды. Теперь, когда на кухне есть жидкое мыло, специальные скребки и даже горячая вода, мыть посуду стало приятней. Теперь легче радоваться, выполняя такую работу. Любой человек может быстро выполнить ее, а затем присесть и с удовольствием выпить чашку чая. Я знаю, что у людей есть стиральные машины, хотя сам я стираю руками, но посудомоечные машины это уже чересчур!

Занимаясь мытьем посуды, необходимо только мыть посуду. Это значит, что мытье посуды необходимо полностью осознавать, как мытье посуды. На первый взгляд это может показаться немного нелепым: зачем заострять внимание на обыкновенных вещах? Но в этом и скрыт весь смысл. Тот факт, что я нахожусь здесь и занимаюсь мытьем посуды, удивительно реален. Я всецело принадлежу самому себе, слежу за своим дыханием, осознаю свое существование, осознаю свои мысли и действия. Мой ум невозможно смутить так, чтобы он стал подобен бутылке, раскачивающейся на волнах.

Тит Нат Хан


МЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАШЕ ТЕЛО

Каждый из нас уникален и одинаково ценен для Вселенной, для Единой Жизни. Дуальное понятие «лучше — хуже» создаёт разделённость. Осуждением осуждающий непроизвольно пытается повысить свою самооценку, не понимая, что сравнение себя с другими идёт от отсутствия любви к себе, доверия и принятия себя. Если бы мы все понимали, как мы Божественно прекрасны, не было бы разногласий, войн, а наши безграничные способности были бы направлены на любовь, созидание, творчество, радость Жизни….

Мы значительно больше, чем наше тело. Мне кажется, что когда мы зациклены только на теле, наше ЭГО даёт нам повод думать, что с нами что-то не так. Осознав свою Божественность, пропадает желание противопоставлять или сравнивать себя с такими же, как мы, Божественными сущностями)

Я ЕСТЬ ТО, ЧТО Я ЕСТЬ)

Надежда Поперина


КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ В КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИ? КАК СЪЕСТЬ МАНДАРИН?

Я помню, несколько лет назад, когда я первый раз вместе с Джимом путешествовал по Соединенным Штатам, мы сели под деревом и разделили мандарин. Джим стал говорить о том, что мы станем делать в будущем. Когда мы обсуждали интересные проекты, он настолько увлекался ими, что буквально забывал про то, что он делает в данный момент. Он положил в рот дольку мандарина и, даже не начав жевать ее, уже приготовился отправить в рот другую. Он вряд ли понимал, что ест мандарин. Я только сказал: «Ты должен съесть дольку мандарина, которая у тебя во рту».

Джим стал осознавать свои действия. Это было все равно как если бы он и вовсе не ел мандарин. Если бы он в самом деле ел его, то «ел» бы и свои планы на будущее.

У мандарина есть дольки. Если вы сможете съесть одну дольку, возможно, вы съедите весь мандарин. Но если вы не можете съесть даже дольку, значит вы точно не сможете съесть весь мандарин. Джим понял меня. Он медленно опустил руку и сосредоточился на дольке, уже находившейся во рту. Он осознанно пережевал ее, перед тем как взять следующую дольку.

Позже, когда Джим попал в тюрьму за протест против военных действий, я, беспокоясь о том, сумеет ли он выдержать заточение в четырех стенах тюрьмы, отправил ему короткое письмо: «Помнишь ли ты мандарин, который мы ели когда-то вдвоем? Твое положение похоже на мандарин. Съешь его, и он станет тобой. Завтра ты уже не вспомнишь о нем».

Тит Нат Хан

 


БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ?

Есть замечательная пословица: «Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть». Это очень глубокая тема. Не задумываясь, люди за счёт других создают свой статус — заводят семью, детей, друзей, животных (именно так ЗАВОДЯТ). Но если внутри — пустота, то сможет ли статус заполнить эту пустоту… И получатся, что так много людей остаются несчастными, не смотря на то, что имеют всё необходимое для счастья. Вместо наполненности получают разочарование. Вместо радости существования — скуку. Вместо любви — ревность. Вместо доверия — предательство…

Иметь проще, это не предполагает ответственности. Быть — это ответственность. Быть — это талант. Не каждый на это способен…

Надежда Поперина


КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ В КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИ? СУЩНОСТЬ УЧЕНИЧЕСТВА

Более тридцати лет назад, когда я впервые пришел в монастырь, мне дали небольшую книжку, которая называлась «Сущность ученичества». Ее написал буддийский монах Док Тье из монастыря Бао Шон. Меня попросили запомнить ее содержание. Это была тоненькая книжка. Возможно, в ней было около сорока страниц, но в нее вошли все строки, которые использовал Док Тье для пробуждения своего ума во время любого вида деятельности. Пробудившись утром, он думал: «Я пробудился и надеюсь, что каждый достигнет великой осознанности и будет видеть совершенно ясно». Когда он мыл руки, то направлял свой ум так: «Я вымою руки и надеюсь, что каждый войдет в реальность с чистыми руками». Книга целиком состояла из подобных строф. Их целью было помочь последователям контролировать свое сознание. Мастер дзен Док Тье помогал новичкам сравнительно простым способом, опираясь на то, чему учит Сутра осознанности. Всякий раз, когда вы одеваетесь, моете посуду, идете в ванную комнату, расстилаете коврик, несете ведро воды либо чистите зубы, вы можете применить подходящее строфы, чтобы вернуться к осознанности.

В сутрах Будда учит использовать дыхание для достижения сосредоточения. Сутра, в которой говорится об использовании дыхания для поддержки внимательности, называется Анапанасати Сутра. Приблизительно в середине III в. эту сутру перевели на вьетнамский язык, ее прокомментировал мастер дзен центрально-азиатского происхождения по имени Кхыонг Танг Хой. Анапана означает дыхание, сати — осознанность. Танг Хой перевел это слово как «Стража сознания». Анапанасати сутра это сутра использования дыхания для достижения осознанности. Сутра дыхания для достижения осознанности стала 118-й в собрании сутр «Маджима-Никая», она учит шестнадцати методам применения дыхания. Читать далее »


ОПЫТ

Что значит ОПЫТ в нашей жизни?Многие люди живут в соответствии с программой, заложенной родителями, обществом и т.д. Эта программа каждому возрасту отводит определённые действия: сначала мы учимся, потом используем полученные знания в работе, а в «зрелом возрасте» имеем право поучать других и требовать к себе особого отношения (потому что накоплен ОПЫТ).

ОПЫТ – это будто пьедестал, на который себя возводят люди.  А каким был этот ОПЫТ? Насколько радостной, свободной, наполненной любовью была жизнь? Что этот ОПЫТ может дать другим? Или лучше, оставив этот ОПЫТ позади, двигаться дальше, учиться, узнавать что-то новое, быть свободными, использовать новые возможности и новые знания в любом возрасте. ОПЫТ не должен стать тормозом! Потому что Жизнь – это всегда движение! Только в потоке Жизни можно быть по-настоящему живым.

Надежда Поперина


ОСВОБОДИТЕСЬ ОТ СВОЕГО РАЗУМА

Экхарт Толле, мысли, состояние не-умаУ меня для вас хорошая новость: освободиться от разума вполне реально. И это единственно возможное подлинное освобождение. Первый шаг можно сделать прямо сейчас.

НАЧНИТЕ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ЗВУЧАЩЕМУ В ГОЛОВЕ голосу так часто, как только можете. Будьте особенно внимательны к повторяющимся мыслеблокам, тем старым аудиозаписям, которые проигрываются в вашей голове — возможно, многие годы.

Именно это я называю «наблюдением за тем, кто мыслит». Можно сказать и так: прислушивайтесь к звучащему внутри вас голосу, будьте там как наблюдающее присутствие.

Когда вы слушаете этот голос, делайте это беспристрастно. Воздерживайтесь от суждений. Не оценивайте и не осуждайте услышанное, иначе это уже не будет чистое наблюдение — внутренний голос «подкрадется» к вам с другой стороны. Очень скоро вы обнаружите: есть голос — и есть «я», этот голос слушающее. Эта я есть-реализация, как и ощущение собственного присутствия, не является мыслью. Такое ощущение присутствия зарождается за пределами разума.

Прислушиваясь к звучащему в голове голосу, вы осознаете не только мысли, но и себя, эти мысли наблюдающего. Открывается новое измерение сознания.

ПРИСЛУШИВАЯСЬ К МЫСЛЯМ, вы ощущаете сознательное присутствие — вашу глубинную сущность — находящуюся, так сказать, по ту сторону мыслей. И мысль теряет свою силу и словно испаряется, ведь вы больше не отождествляете себя с разумом, а значит, не снабжаете его энергией. Это начало и конец принудительного и навязчивого мышления. Читать далее »


СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ

Энтони де Мелло, Стремление к счастьюКак я уже говорил, мы не хотим быть счастливыми. Нам нужно другое. Можно немного изменить формулировку: мы не хотим быть безоговорочно счастливыми. Мы согласны быть счастливыми при условии, что у нас есть то и это, пятое и десятое. Но ведь это все равно что сказать другу (Богу, еще кому-то) буквально такое: «Ты мое счастье. Если я тебя не заполучу, я отказываюсь от счастья». Осознать это очень важно. Мы не в силах представить себя счастливыми, если какие-то наши условия не соблюдены, — просто не можем вообразить самой возможности счастливого существования без их выполнения. Нас приучили ассоциировать счастье с этими условиями.

Итак, подобное осознание — это первое, что надо сделать, если мы хотим проснуться (то есть хотим любить, хотим быть свободными, хотим жить духовной жизнью, жить в мире и радости). В каком-то смысле, с практической точки зрения, ничто в этом мире не значит больше, чем духовная жизнь. Каждого призываю: найдите, что имеет больший практический смысл для человеческого бытия, чем жизнь духа, понимаемая так, как определил ее я. Не набожность, не благоговение, не религиозность, не поклонение, но духовность как пробуждение. Как пробуждение! Поглядите на океан человеческого горя, одиночества, страха, на всеобщее смятение, на душевную раздвоенность человека, на раздирающие нас внутренние и внешние противоречия… И представьте, что у вас появился шанс от всего этого избавиться. Кто-то дарит вам возможность прекратить чудовищное разбазаривание энергии, здоровья и эмоции, порождаемое суетой и постоянными противоречиями. Хотите ли вы получить такую возможность? Вообразите, что кто-то научил вас жить в мире с собой и миром, научил по-настоящему любить. Что может быть важнее? Тем не менее людям кажется, что большой бизнес, политика и наука — более практичные вещи. Но что толку от полетов на Луну, если мы и на Земле-то жить не научились?

Энтони де Мелло


ПРОБУЖДЕНИЕ

Энтони де Мелло, ПробуждениеДуховность предполагает бодрствование. На протяжении всей своей жизни большинство из нас беспробудно спит. Люди рождаются, живут, женятся, плодят детей, умирают — и все это во сне. Им, так ни разу и не проснувшимся, никогда не постичь красоты и прелести человеческой жизни. Не секрет, что все посвященные — будь то христиане-католики или приверженцы каких-то иных религий — единодушны в одном: все в мире хорошо, все в порядке. Везде царит хаос, но все в порядке. Довольно странный парадокс. К несчастью, большинство людей не понимает, что «все в порядке» только потому, что все мы спим. И видим кошмар.

Год назад в какой-то передаче по испанскому телевидению я услышал интересную историю. Отец стучится в комнату сына: «Джейм, просыпайся!» «Не хочу, папа!» — отвечает тот. «Тебе пора в школу, вставай!» — кричит отец. «Да не хочу я в школу», —- отвечает Джеймс. «Почему?» «По трем причинам, — говорит сын. — Во-первых, там очень скучно, во-вторых, там меня дразнят, а в-третьих, я эту школу просто ненавижу». «Тогда я назову три причины, почему ты должен идти в школу. Во-первых, это твоя обязанность. Во-вторых, тебе уже сорок пять лет. А в-третьих, ты директор школы». Вставайте, просыпайтесь! Вы уже выросли. Вы уже достаточно взрослые, чтобы не спать. Проснитесь! Оставьте игрушки детям.

Не верьте тому, кто говорит, что он якобы не прочь повзрослеть. Не верьте! Единственное, что людям нужно, — это чтобы починили их любимые игрушки. «Верните мне жену. Возвратите работу и потраченные деньги. Верните мне мое доброе имя и прошлые успехи». Вот что им нужно — снова завладеть своими игрушками. И больше ничего. Это подтвердит любой психолог: на самом деле люди не желают полного исцеления. Они желают лишь утешения; лечение же доставляет немало мучений. Читать далее »